Баня в искусстве

«Русская Венера» Б.М.Кустодиев 1921 г.,

Золотоволосая, пышнотелая, настоящая красавица с васильковыми глазами изображена в обстановке простой русской бани. Формы девушки может быть и несколько далеки от современных представлений о том, какими они должны быть. Но главное - это здоровье. А то, что девушка пышет здоровьем и наслаждается паром и березовым ароматом - это очевидно.
Натурщицей для картины была Елена Николаева.
«Девичник в бане» Ф. Журавлёв, 1885 г.

«Работа, иллюстрирующая нравы торгового сословия», как характеризовали эту картину СМИ того времени.
Картина была гордостью художника, женщины, изображенные на ней настоящие красавицы. А то, что перед свадьбой девушки разных сословий в бане время проводили тоже по-разному (см. выше), так оно всегда так было.
«Весна. В бане.» А. Пластов, 1954

Однажды увидев в родной деревне, как одна из его соседок одевает после бани свою дочку, художник просто загорелся запечатлеть это на холсте. Понимания у соседки в просьбе о позировании он не нашел, поэтому в работе над картиной ему пришлось сотрудничать с натурщицей из Москвы. Что, впрочем, не помешало передать восхитительную атмосферу бани в русской деревне.
«Девичник» Корзухин А. И., 1889 г.

Баня в русском селе была местом, где совершались обязательные обряды для вступающих в брак. Перед таким важным шагом обязательно надо было очиститься. Во время обряда расплетения и продажи девичьей косы невесту провожали в баню, где подружки мыли её и парили присланными женихом вениками.
«В бане» В. Тихов, 1910

Виталий Гаврилович Тихов умел мастерски передать атмосферу строительства новой жизни и коммунизма советскими людьми. Но талант его во всем великолепии проявлялся тогда, когда он писал женщин.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась в прославленной семье Бенуа-Лансере.

Здоровая блаженная женственность на ее картинах банной тематики не может не восхищать и не приковывать к себе взгляды.
«Баня» Серебрякова З.Е., 1926 г.

Здоровая блаженная женственность на ее картинах банной тематики не может не восхищать и не приковывать к себе взгляды. Её полотнам чужды низменные человеческие чувства, греховность и сладострастие. Есть только Красота и грация обнаженных женских тел.
«Баня» Серебрякова З.Е., 1912 г.

Но красота и грация девушек в бане кисти Серебряковой заметно отличается от того, как писали купальщиц западноевропейские художники. Банный колорит - это не просто возлежание на солнышке западных дев рядом с водоемом или роскошь гарема, окружающая наложниц. На полотнах Серебряковой мягкость и чистота женских тел соседствует с жаром и паром простой русской бани, ароматом березовых веников.
Черты девушек, быть может, и далеки от совершенства, но живые, настоящие и наполнены красотой. От одного взгляда на ее картины возникает желание отправиться в баню и насладиться всем тем чудесным, что дает она жителям северной страны.

"Банная" традиция в искусстве древняя, ей уже много веков. Серебрякова внесла свой вклад в эту традицию, сумела по-своему и очень замечательно изобразить женскую наготу, распаренные и расслабленные женские тела.
Василий Григорьевич Перов - один из самых главных "оптимистов" российской живописи.

«Проводы покойника», «Утопленница», «Старики-родители на могиле сына», «Сцена на могиле» - некоторые современные молодежные течения могли бы возвести его на пьедестал и считать своим вдохновителем.

«Накануне девичника. Проводы невесты из бани», 1870

На Руси переход человека из одного состояния в другое баня играла важнейшую роль. Рождение и смерть - это напрямую было для русского человека связано с баней.

И, конечно, свадьба. Фактически в бане невесту обмывают как покойницу. Она умирает для семьи в которой родилась и выросла, чтобы родится для семьи своего мужа. На следующий день после бани венчаться её практически несут на руках обессиленную. А из церкви она уже выходит на своих ногах.

Во время ритуала омовения вокруг бани шумят, кричат, дудят, стучат по тазам подружки невесты отпугивая злых духов.